Как там батюшке живётся на подводной лодке?

                     

                       dscn3355                                   Для любого маленького города священник его храма,           то есть  батюшка, – лицо   чрезвычайно интересное.        Невозможно  исчезнуть на день-два, при этом остаться никому остро не востребованным. Отсутствие батюшки может быть прощено лишь некоторыми причинами – отпуск да  служебная командировка. Куда уехал, зачем и точная дата прибытия должны быть  объявлены  всенародно, потому как  и прихожанам, и горожанам для спокойствия их духа, почему-то, обязательно это надо знать.

      Однако, в марте этого года в  наш батюшка —  отец Александр Зайцев,  отсутствует    на рабоче – служебном месте в храме  больше недели. Причина его отсутствия пытается быть скрытой, и дата его прибытия остаётся неизвестной. Как так? Это – чрезвычайный  случай. Первые дни телефон в лавке храма переливался вопросительными  трезвонами: «А батюшка есть? А где он? А когда будет? А почему не знаете?» В последующие дни от  горожан в лавку поступали  информационные сообщения: «Наш батюшка в походе на подводной лодке. Когда будет – неизвестно…»  Ну, и само собой разумеется, что главная тема  этих 14 дней в притворе храма была одна  — как там батюшке живётся на подводной лодке.

– Отец Александр, почему Вы  попытались скрыть свой первый военный поход под водой от прихожан?

 — Первый выход в море был  спонтанным.     Командир дивизии позвонил мне и   сообщил, что лодка уходит в море и есть возможность и мне быть  на ней. Я согласился, это было вечером. В  5 утра я уже ехал в Оленью Губу.  Поэтому объявлять не было возможности.

— Вам,  побывавшему в роли настоящего  военного  человека,  удалось с первых моментов познать и особенности  военной службы,  её спонтанность и непредсказуемость?

 -Да, спонтанность – да. Я познакомился с реалиями военной службы. Специфика подводной службы на подводной лодке  такова, что неизвестно, когда лодка приходит в базу. Поход  может быть запланирован на несколько дней, а фактически прийти из подводного плавания лодка может  через недели. И спланировать жизнь, будучи военным – нелегко. Этот поход планировался на 3 дня, а практически в море мы пробыли  8 дней.

 – Вы назначены Владыкой Митрофаном и приказом Министра Обороны на должность  военного священника. В чём суть этой должности?

 — Духовное окормление военнослужащих.  Церковное окормление людей в погонах. Дать им возможность причащаться, исповедаться, да просто поговорить, побеседовать. Кроме Богослужебной деятельности – деятельность просветительская. Необходимо нести нравственные истины, церковное учение  тем людям,  которые несут службу нашей Родине.

  – Военный священник – каковы истоки этого явления? «Достояние современности в том, что политработники в воинских составах заменены на священников и психологов», — такие фразы часто звучат в округе по поводу нововведения. Может, такое примитивное понимание событий, слишком поверхностное?

   — Абсолютно поверхностное и не соответствует действительности.  Заместители командиров по работе с личным составом  остались и исполняют полностью свои обязанности и никто их заменять не собирается, потому что у военного священника и зам. командира по работе  с личным составом абсолютно разные функции. Бывает, задачи пересекаются, но направленность всё равно  разная.

    Это не дань современности. Военное духовенство  составляло довольно серьёзное подразделение внутри Российской армии и флота до революции.  Во флоте насчитывалось до 5000 лиц из числа военных священников. Священство было очень значимо для военных, ведь главная функция военного священства – дать человеку духовное основание для того, чтобы идти защищать свою Родину. По большому счёту,  быть готовым даже положить жизнь свою за други своя. Человеку, который надел на себя погоны, ему важно понимать, ради чего он взял на себя те тяготы и лишения, которые присущи военным. Должна быть какая-то наивысшая цель. Нельзя служить только за деньги. Если происходит только такое служение, то человек этот будет наиболее уязвим  для искушения и соблазнов. Всё-таки, должна быть цель наивысшая – то есть, служение Богу. Служение Отечеству как служение Богу должны идти единым вектором. Только тогда мы получим действительно Христолюбивую армию и флот, которые будут выполнять в полной мере все задачи, проставленные перед ними. Например, в современной армии США существует порядка 10 тысяч военных капелланов. И во многих европейских армиях существует такой институт. А наше военное священство  особенно проявило себя в Первую Мировую войну. Многие священники награждены военными боевыми медалями и орденами.

Вы сказали, что военное духовенство особенно востребовано в военное время. Почему именно сейчас появились у нас военные батюшки? Это возрождение или востребованность нынешнего времени, связанное с непростой обстановкой?

 -Это запрос больше государства. Это и воссоздание института военного духовенства, который был до революции, и, конечно, запрос современного времени, потому что на сегодняшний день военному человеку очень важно иметь вот ту внутреннюю духовную основу, для выполнения хоть и в мирное время, своего воинского долга. Хотя, можно сказать, что сегодня не все выполняют свой воинский долг в  мирное время. Приходится участвовать в реальных военных событиях, и я знаю, что священники также находятся со своей паствой в этих точках.

— Почему так важна  духовная составляющая, когда человек несёт военную службу?

 —  Воинское служение изначально жертвенное. Не только в военное время, но и в мирное. Военный человек – он себе не принадлежит. Личного времени мало, семья обделена. Условия суровые. В принципе, всё его время и силы посвящены служению Родине. И, конечно, человеку надо понимать, для чего он несёт такие тяготы и лишения. В чём смысл такой жизни.

  – Летом этого года Вам удалось побывать в столице на курсах повышения квалификации по своей военной должности.  Вы видели и служили с батюшками,  которых  можно назвать легендами возрождающегося военного священства России. Расскажите, пожалуйста, нам о тех встречах.

  — В этом году с октября по ноябрь, целый месяц, я проходил обучение в  Военном Московском Университете на курсах повышения квалификации помощников командиров по работе с верующими военнослужащими —  так полностью звучит моя должность. За период обучения очень много узнал о том, как взаимодействуют различные подразделения, виды, рода войск, начитывались серьёзные лекции по морально-психологическому обеспечению и тактике, философские обоснования воинского служения, Действительно курс был очень серьёзным и насыщенным.

      Ну, конечно, одна из таких значимых встреч  произошла  с отцом Михаилом Васильевым. Это очень известная личность среди военного духовенства. Он начал окормлять ВДВ, десант ещё задолго до введения этих должностей  повсеместно. Был неоднократно в горящих точках со своими ребятами.  Сам прыгал с парашюта. Однажды парашют  не раскрылся, перенёс травму.  То есть полностью отдавался своей  службе. Сейчас является настоятелем храма при штабе Военно-воздушных сил в городе Москве и там продолжает своё служение и духовное окормление десантников.

— Вы были в  том храме, и мы знаем, что на Вас произвёл большое впечатление…

 -Да, поразило. Сам по себе храм впечатляет. Священника трудно удивить храмами, но я был удивлён тому, как всё воссоздано в военной тематике. Сама роспись на стенах  посвящена значимым сражениям для нашей Родины. На фресках стоят все покровители воинства Российского — люди, которые сами служили отечеству: Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков.  Оградка на амвоне – и та исполнена символизма, связанная с нашей армией. В  неё вмонтированы копии орденов, которые были и в Российской армии, и в современной. Даже ножки подсвечников сделаны в виде сходящихся сабель.  Изначально до революции это была полковая церковь, воссозданная в наше время  буквально из руин.

 – Ваш первый поход на АПЛ был в марте  этого года. Лодка, на которой Вы служили, принимала  участие в обширных военных учениях. Так вы оказались впервые под водой и сразу в эпицентре значимых событий. Каким впечатлением остался для Вас Ваш первый военный поход?

   —  Большим впечатлением. Я познакомился с братством подводников и даже имел честь быть принятым в это братство. Удалось увидеть воочию все реалии их нелёгкого труда, их нелёгкой службы. Действительно, даже распорядок дня подводника в военном положении – он не прост. Весь состав разделяется на три  смены по четыре  часа, и постоянно на лодке идут вахты, т.е. даже такую естественную  потребность, как сон  человек подчиняет той  боевой задаче, которая поставлена перед экипажем. Очень люди хорошие. Был тепло принят на подводной лодке и командиром корабля и всем экипажем.  Важно неформальное общение. Многие подходили, интересовались —  как покреститься, повенчаться. Также, во время похода было совершено освящение всех боевых постов на корабле. На «Обнинске» был совершён мой первый выход. Что интересно, что именно на эту лодку через какое-то время из Санаксарского монастыря была передана писанная икона Феодора Ушакова  с частицей его мощей. Её привёз в наш гарнизон отец Вениамин Ковтун. Отец Вениамин —  сам офицер в отставке, командир подводной лодки. Служил здесь, в Западной Лице и так получилось, что Бог привёл его стать монахом и священником. Эта икона находится сейчас на  центральном посту этой подводной лодки. Насколько я знаю, это единственная икона, которая находится на боевом корабле на Северном Флоте.

   —  В сентябре этого года состоялся Ваш второй поход  под водой. Вы служили в том же экипаже?

– Нет, другая лодка, другой экипаж, лодка другого проекта.  Второй поход был более коротким, в море мы были всего лишь 4 дня.

— Как члены экипажа отнеслись к исполнению Ваших должностных обязанностей?

  -У меня создалось впечатление, что после первого выхода некая скованность со стороны подводников  в общении  уменьшилась. То есть, такая настороженность… Понятно, что приходит человек в рясе, новый человек  в довольно – таки сплочённый  коллектив,  и вовсе не военный человек . И в этом отношении этот поход был более плодотворным.  Удалось более активно пообщаться с людьми.  Очень тепло, по-хорошему близко было принято освящение боевых постов. Моряки старались, чтобы я зашёл в каждый закуток, окропил святой водой. С благодарностью принимали иконки покровителя моряков – Святого праведного Феодора Ушакова. Так же, как на  первой подводной лодке,  служились молебны, и даже один человек принял таинство крещение.

 — Есть ли у Вас какие-то цели в Вашей военной службе, какие-то критерии, по которым определяется успех или не успех Вашего личного военного похода?

  — Мне кажется, здесь только одна может быть цель, что в у военного священника, что у простого священника  —  это познакомить человека с Богом, со Христом. Открыть ему  мир духовный, мир любви. Чтобы человек опытно, сам почувствовал и пережил эту связь с Богом. Это – самая главная цель и выхода в море, и вообще служения священника. Это самое важное, что может сделать любой священник на своём месте.

  — Отец Александр, осенние дни этого года ознаменовались для Вас очередным походом с военными моряками. Можно отметить, что прихожане нашего храма уже с привычностью воспринимают новость о Вашем долгосрочном и неизвестном отсутствии, понимая важность военной обязанности. И всё так же по-секрету перешёптываются о том, когда же лодка , на борту которой наш батюшка, придёт к родному пирсу.  

                Благодарю Вас, отец Александр за рассказ о новом, неизвестном нам поприще военного душепопечения. От лица прихожан храма могу сказать, что мы будем рады поддержать Вас  в любом начинании и повороте Вашей духовно – просветительской деятельности. Обязуемся терпеливо с надеждой ждать Вашего возвращения под своды родного храма на берегу.

Интервьюировала Ольга Казицкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *